Сердце отдаю детям 2021

1 Фандюшина И.А., ДЮСШ 3, тренер-преподаватель, спортивная направленность

           В современной жизни целью и основным результатом образования является развитие личности обучающегося на основании усвоения универсальных учебных действий, а также познания и освоения мира. Креативность, критическое мышление, командная работа, коммуникативность, трудолюбие, мотивация, умение работать под давлением, умение принимать критику и учиться с ее помощью, гибкость в плане умения принимать перемены и др. – то есть умения и навыки, которые востребованы в современном обществе и, овладев ими, современный человек будет выполнять свою работу быстрее, эффективнее, качественнее.

           Комплексное физическое и личностное развитие ребенка в процессе занятий физической культурой и спортом весьма успешно могут способствовать формированию многих важных современному человеку вышеназванных умений и навыков.

           Дополнительная общеразвивающая программа «Юный дзюдоист» разработана для обучающихся от 6 до 10 лет, цель которой заключается в разностороннем физическом и личностном развитии ребенка, задачи ориентированы на формирование интереса к систематическим занятиям дзюдо, воспитание и развитие физических и морально-волевых  качеств, обеспечение отбора способных обучающихся для зачисления  на последующие этапы спортивной подготовки.

           Отличительная особенность данной программы заключается в комплексности решения образовательных, воспитательно-развивающих и оздоровительных задач, в  свободном выборе стартового возраста обучающимися,  желающими начинать заниматься и знакомиться с элементами дзюдо,  в применении большого количества подвижных игр и технологий  для развития мотивации к занятиям дзюдо, укрепления здоровья, формирования у обучающихся понятий гигиены и здорового образа жизни. Программа  включает развитие физических качеств обучающегося: ловкость, выносливость, быстрота, гибкость, сила и воспитание личностных качеств: целеустремленность, коллективизм, коммуникативность, трудолюбие, дисциплинированность, самоконтроль, концентрация внимания и критическое мышление и др. Все эти качества формируют личность будущего спортсмена и способствуют воспитанию, в большинстве своем, физически и нравственно здорового человека.

           Значимость дополнительной  общеразвивающей программы по дзюдо для воспитания детей в современных условиях очевидна также в силу специфики самого вида спорта.  Борьба дзюдо – это физическая и духовная дисциплина, помогает решать актуальные для детей и подростков задачи: философское развитие души, гармоничное  физическое развитие, овладение приемами, необходимыми в жизненных экстремальных ситуациях, вооружение юных спортсменов специальными знаниями. Воспитательное значение этого вида спорта подтверждают высказывания основателя борьбы дзюдо Дзигаро Кано, японского педагога и тренера:  «Дзюдо — означает путь мягкости и гибкости, умении уступать во имя  победы!». Принципы дзюдо в педагогической деятельности неотъемлемы от идеи гуманизма — это отношение  тренера  к обучающемуся как к личности, обладающей индивидуальными  особенностями. Применение системно-деятельностного подхода в комплексной подготовке дзюдоистов способствует достижению высоких спортивных результатов и воспитанию важных для них личностных качеств. На каждом этапе подготовки должны воспитываться чувства коллективизма и товарищества, честность, ответственность за порученное дело. В процессе тренировочных занятий и соревнований  создаются условия, которые успешно используются для воспитания нравственных черт личности: трудолюбия, товарищеской взаимопомощи, выполнения общественно-полезной работы и др. Система обучения выстроена на основе непрерывного комплексного процесса подготовки юных спортсменов.

           Таким образом, средства физической культуры и спорта, в частности — средства популярного среди детей и подростков вида спорта – дзюдо, воспитывают коммуникативные навыки, навыки работы в команде, уверенность в себе, смелость, умение проигрывать и учиться на своих ошибках, умение работать под давлением, при этом контролировать себя и уметь снимать стресс и др. Без этих умений и навыков практически невозможно достичь успеха в любой профессиональной области, даже при наличии специальных знаний, их значимость возросла именно в XXI веке, поэтому современному человеку, для того чтобы быть успешным и жить гармоничной и комфортной жизнью, необходимо стремится достигать своих целей и непрерывно  развиваться как физически, так и личностно.

2 Свобода Ю.А., ДДТ 2, пдо, художественная направленность

            «Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать — зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В. Сухомлинский. 

            Дополнительное образование выходит на новую ступень своего развития. Принят ряд законодательных актов, способствующих повышению статуса и социокультурной роли дополнительного образования. Я как работник этой сферы весьма это приветствую, считаю, что дополнительное образование играет огромную роль в воспитании и становлении ребенка как личности, так как позволяет ему развиваться, расти и совершенствоваться в интересной для него деятельности.

          Министерством просвещения Российской Федерации опубликован для общественного обсуждения проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. 

            Концепцией определены цели и задачи дополнительного образования, а наша с Вами задача — реализовать их, сделать так, чтобы каждый ребенок смог воспользоваться предоставляемыми возможностями, попробовал себя в тех или иных направлениях — сделал свой выбор.

            Моя программа «Рукодельница» являет собой непрерывный процесс художественного воспитания и образования детей, мотивацию и достижение успехов. Программа дает возможность построения дальнейшей успешной образовательной и профессиональной карьеры. Программа предусматривает обширную профориентационную работу по таким профессиям как, швея, дизайнер одежды (модельер). Экскурсии в Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В.А. Волкова, а также участие в областном конкурсе Театральная палитра «Подиум-2019» позволили закрепить на практике полученные знания и самим прочувствовать всю оригинальность и творческую самобытность данных профессий.  

            Концепция предусматривает и приоритеты обновления содержания и технологий программ. В общеразвивающей программе «Рукодельница» реализованы задачи этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия региона. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем, с его историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями – это составная часть формирования патриотизма и наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — раздвинуть горизонты познаваемого. 

            В процессе работы по программе «Рукодельница» была создана коллекция одежды «Сарафанный сказ о земле Кузнецкой» в которой представлены достопримечательности Кузбасса: Шерегеш (костюмы Ети и стилизованное шорское женское платье), Томская писаница, угольный Междуреченск, сибирский кедр, платье весны с россыпью вышитых цветов кандыков и огоньков, объединенные красными шалями, как символом Краской книги Кемеровской области. Также в программе содержатся занятия с использованием IT-технологий, что позволяет обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и повышать уровень самостоятельной работы учащихся.  

            Моя программа педагогически целесообразна, так как направлена на развитие и становление личности учащихся, их самореализацию и свободное самовыражение, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, художественному и нравственному развитию личности. Итогом каждой пройденной темы является продукт творческого самовыражения ребенка – ситуация успеха. 

            Педагог дополнительного образования каждый день создает условия для самореализации и развития талантов ребенка, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Педагог вместе с ребенком и его родителями как бы встраивает возможности и способности ребенка, данные ему от природы, в индивидуальную образовательную траекторию, в его собственный уникальный образовательный маршрут. Он индивидуализирует образовательную программу, делая   полезной ее содержание для конкретного ребенка, с только ему присущими талантами и качествами.

3 Шевелева Е.И., Уголёк, пдо, художественная направленность

          Задумывались ли Вы что такое счастье? А ведь само слово нам подсказывает – «счастье» – это быть частью. Как это быть частью? Например, частью нашей большой, многонациональной страны, России? Что нас, таких разных может соединить? Ответ на этот вопрос есть в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где определено, что «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности». Единым общество делает ценностно-нормативная основа взаимодействия между людьми. Ценность – это то, что важно, значимо для человека, то, что является ориентиром для деятельности, для выстраивания отношений к людям и миру. А принятие российских традиционных духовных ценностей учащимися происходит в процессе воспитания.

         Лев Семенович Выготский писал: «Как садовник был бы безумен, если хотел бы влиять на рост растения, прямо вытаскивая его из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность…, т.е. опять-таки косвенно через соответствующее изменение среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка…».

         Для принятия ценностей ребенку необходима среда, в которой он вовлечен в совместную с другими людьми общественно одобряемую деятельность. Так, например, происходит в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гитара в кругу друзей». Воспитание учащихся начинается здесь с формирования мотивации к творчеству, в том числе музыкальному и приобщению к ценностям и традициям российской и мировой культуры. Музыкальное образование через обучение игре на гитаре привлекательно и интересно для детей и подростков. Это популярный, доступный инструмент, игра на котором не только удовлетворяет потребность в занятиях музыкой, но и создает доверительную атмосферу при исполнении музыкальных произведений или песен. Но для того чтобы освоить игру на инструменте требуется много времени и усилий, достичь успехов можно только в результате упорного труда. Так присваивается ценность труда, развивается стремление к достижению поставленной цели.

         И не зря программа называется «Гитара в кругу друзей». Ребята постепенно становятся единомышленниками, поддерживают друг друга. Совместные творческие номера стали одной из любимых традиций нашего объединения. Так присваивается ценность уважения к другому, ребята учатся быть коллективом, командой.

         А как же открытая социальная среда? Наш коллектив сотрудничает с МБУ ДО «Детская школа искусств № 40», МИБС г. Новокузнецка, клубом авторской песни «Среда», МБУ ДДТ № 4. Юные гитаристы участвуют во Всероссийском фестивале авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке», региональном детско-юношеском фестивале авторской песни «Ново-Кузнечик», открытом городском фестивале-конкурс гитарной музыки и песни «Подвигу жить в веках». Наше объединение принимает активное участие в акциях, мероприятиях РДШ, участвует в общественной и музыкальной жизни Новокузнецка. Так присваиваются ценности патриотизма и гражданственности, происходит становление активной жизненной позиции.

         Подведем итоги. Для воспитания ребенка в современных условий программа «Гитара в кругу друзей» значима, прежде всего, в силу того, что совместными усилиями взрослых и детей создана воспитывающая среда. Среда, где происходит сплочение коллектива, формируется благоприятная эмоциональная атмосфера, а дети  включаются в разнообразные виды социальной деятельности. А результат? А результат в счастливых глазах моих ребят! В их успешности, в умении быть дружными, в способности быть грамотными, вдумчивыми слушателями и талантливыми исполнителями музыки. Мы счастливы вместе, нас многое объединяет, мы мечтаем и добиваемся исполнения мечты, потому что мы в кругу друзей!

4 Харин В.С., ДДТ 1, пдо, спортивная направленность

          Карлос Кастанеда когда-то сказал: «Основное различие между обычным человеком и воином — в том, что воин воспринимает все как вызов на бой, тогда как обычный человек воспринимает все или как проклятие, или как благословение».

          Плыть по течению, не задумываясь о завтрашнем дне и о своих поступках – не для меня. С детства я воспитывал себя, как  личность с сильным характером, достижением поставленных целей, уважительного отношения к людям и благодарностью за каждый прожитый день. Не всегда было легко, но занятия спортом и вера в свои силы помогли мне стать, тем, кто я есть сейчас: призёр Чемпионата Мира-2018, тренер по ММА и Панкратиону, руководитель бойцовского клуба «Сибирь».

          Сегодня я педагог дополнительного образования Дома детского творчества № 1. Работаю по разработанной мной   дополнительной общеразвивающей программе «Спортивная борьба – панкратион», содержание и занятия которой способствует не только физическому развитию, улучшению здоровья, но и влияют на нравственную сторону молодого спортсмена.

          В одном из своих выступлений на заседании совета по развитию физкультуры и спорта президент РФ В.В. Путин говорил «об огромном позитивном влиянии спорта и необходимости продвижения спортивной культуры в молодежной среде». Как человек, который всю свою жизнь связан с спортом абсолютно с эти согласен. Я прочувствовал на себе, что занятие спортом способствует не только улучшению здоровья молодого человека, но и влияют на становление его личности. Понимающие родители, да и сами дети подросткового возраста, которые принимают решение что-то изменить в своей жизни, чтобы стать лучше самого себя прежнего находят свой спасательный якорь в спорте. Спорт формирует характер подростка, меняя его в лучшую сторону, дает много возможностей для самореализации и достижения успеха.

          Я считаю, что один из наиболее эффективных путей подготовки молодого поколения к последующей жизни в обществе с формированными духовно-нравственными и морально-волевыми качествами – это использование средств физического воспитания.

          Спортивная борьба — панкратион развивает не только силу, быстроту, координацию, точность движений, выносливость, способствует формированию важных прикладных навыков самозащиты, а также является эффективным средством воспитания моральных и волевых качеств: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость.

          Отмечу, что спорт способствует вырабатыванию лидерских качеств, умению работать в коллективе; бороться до последнего, не бояться поражений; индивидуально побеждать, аккумулируя свои ресурсы, сосредотачиваясь на конкретной цели. Человек с такими качествами будет уметь более эффективно достигать поставленные цели в любой сфере деятельности в дальнейшем.

          Моя основная задача, как педагога — научить моих учеников проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, поставленной не только в тренировке или на соревнованиях, но и в обыденной жизни, справляясь с трудностями и преодолевая препятствия, как воин. Моя практика неоднократно подтверждает тот факт, что сила воли, которая формируется в процессе спортивных занятий, способствует становлению из подростка в сильную личность, способную добиться многого.

          На занятиях с детьми по своей программе периодически я применяю такую форму, как общая тренировка, где в одном помещении занимаются ребята всех возрастов, плюс взрослые спортсмены из числа Бойцовского клуба – Сибирь (БК-Сибирь), имеющие значимые спортивные награды и достижения.   Такие занятия помогают учащимся подросткового возрастов перенимать модель поведения у более старших атлетов, брать с них пример усердия, трудолюбия, тактичности и уважительного отношения к людям.

          На каждом занятии доношу до каждого спортсмена, что панкратион – это не грубая физическая сила, а мужество и уверенность в своих силах.

          Соглашусь со старинной китайской народной мудростью: «Нет ворот выводящих на великий путь, каждый должен построить их в своём сердце и идти к совершенству собственной дорогой», ведь через изучение боевых искусств мы воспитываем силу духа и тела, гармонично развиваемся и добиваемся мастерства, стремимся стать настоящей личностью, и вносим вклад в развитие общества.

5 Игнатова Д.Е., Орион, пдо, социально-педагогическая направленность

          Это высказывание хорошо характеризует ту идею лидерства, с которой я подошла когда-то к руководству своим коллективом, Ассоциацией волонтеров «Доброе дело» и, конечно, к обучению своих учащихся. Мотивировать, побуждать к проявлению собственной инициативы и стремиться к развитию! Вот тот тон, который я задаю и по сей день своей работе и своему стилю руководства.

          Для меня важно следующее:

— вдохновлять команду на активную «жизненную» позицию, задавать импульс практической, социально значимой деятельности;

— «правильно собрать весь пазл», т.е. выстроить рабочий цикл команды так, когда гармонично распределены человеческие и временные ресурсы;

— постоянно совершенствовать и свои навыки: быть в ситуации постоянного анализа, учиться в момент кризисных точек, выбирать несколько способ решения данной задачи и выбирать не ту траекторию, которая связана с меньшим риском или затратами, а, которая приведет к большему результату.

          С принципами и качествами настоящего лидера связана моя программа «Личная эффективность: лидерство и менеджмент». Программа отвечает актуальным образовательным тенденциям и запросам современного поколения подростков, которые стремятся стать востребованными и успешными как в личной коммуникативной среде, так и в карьере.

          В современных условиях меняется темпо-ритм развития личности. Социальная, образовательная, досуговая и коммуникативная области жизнедеятельности должны моментально реагировать на все подобные изменения. Одним из смыслов образования и  воспитания в наши дни становится развитие личности.  А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом дополнительного образования в современных условиях, призыв культивировать в своей работе идею – способствовать развитию учащегося не как индивида, а индивидуальности, личности.    

          Актуальным становится развитие «Soft skills» — комплекса неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное формирование личности.

          Необходимый аспект в работе с подростками по развитию личности — это стимулирование и мотивирование к деятельности. Я всегда даю шанс для реализации собственных инициатив волонтеров. Одним из разделов моей образовательной программы является «реализация социально значимых акций», а также занятия по социальному проектированию, в рамках которых учащиеся не только осваивают эту область в теории, но и самостоятельно разрабатывают и реализуют акции и проекты.

          Само понятие «акция» означает – действие. А социальные практики – это комплекс действий, включающие применение навыков социального анализа, привлечение партнеров, использование ресурсов. Проходя по этим социальным ступеням, развивая в себе эти навыки, учащийся тем самым совершенствует свою личность, обрастая не только полезными знаниями и умениями, но и социальными связями и коммуникациями. 

          Одним из таких важных навыков является общение, умение выстраивать свое коммуникативное поле.  Применение интерактивных форм включения учащихся в процесс развития коммуникативной культуры, таких как – тренинги, реализация социально значимых акций и проектов, дискуссии с представителями профессиональных сфер, разумеется, способствует развитию личности.

          Проектная технология доступна для освоения учащимися в любом возрасте и предполагает их активное и полноценное включение в процесс, и отвечает основной потребности детства и юношества — общение. Проект – это еще один из способов освоить разные формы организации мероприятий при достижении цели.

          Эффективность программы подтверждается статистикой участия в конкурсных испытаниях. Проходя обучение, учащиеся неоднократно становились победителями и лауреатами муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов. Также их проекты получали грантовую поддержку и были успешно реализованы.

          Но главное – мои выпускники становятся успешными лидерами, руководителями собственных проектов, активно применяют полученные знания и навыки в дальнейшем обучении в ВУЗе.

6 Кейева Н.Ю., ДДТ 5, пдо, художественная направленность

          Работа с детьми — как морское путешествие на корабле, которое открывает новые просторы и горизонты. Педагог — капитан корабля, ему необходимо постоянное саморазвитие, самодисциплина и немалые физические и душевные силы. Именно педагог открывает детям мир, дарит истину и вдохновляет на первые детские открытия.

          Каким должен быть педагог дополнительного образования? Быть добрым, честным, справедливым, открытым, отзывчивым, неравнодушным, следовать правилам этики и морали – но это присуще не только педагогу.

          К основным личностным качествам педагога относятся также гуманизм, высокий уровень профессионализма, гражданская ответственность, активная жизненная позиция. Педагог – новатор и творец!.. Вобрав в себя все эти лучшие общечеловеческие черты и качества, он должен быть идеалом для своих учеников.

          Меня как педагога волнует будущее подрастающего поколения. Являясь педагогом дополнительного образования, я ориентирую учащихся на освоение техник и приёмов изобразительного искусства, которые возможно будут являться основой выбора их профессионального самоопределения, или станут стойким увлечением в их взрослой жизни.

          Приоритетом государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной ориентированной на труд личности («Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года). Главная и конечная цель- это воспитание умного, доброго, честного, порядочного, любящего свою Родину, воспитанного человека, поэтому задачи своей программы «Изобразительное искусство» я выстраиваю в соответствии с требованиями политики в области воспитания, среди которых — формирование индивидуальных траекторий развития личности ребенка с учетом его возможностей, потребностей, интересов и способностей.

          Воспитание – это действие «притяжения» ребенка к Истине, Доброте, Красоте Духа.

          Цель моей программы: развитие художественных способностей учащихся и формирование к творческой реализации через изобразительную и декоративно-прикладную деятельность.

          Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, оно способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желания, создавать нечто новое своими силами.

          Все те таланты, которые заложены в человеке, даются ему при рождении, а непрерывный процесс обучения и воспитания способствует их развитию, совершенствованию и воплощению в жизнь. Сухомлинский писал: «У каждого человека есть задатки дарования, талант и эту индивидуальность надо распознать и направить в жизненную практику».

          Моя программа направлена не только на обучение изобразительному искусству, а также на развитие, и воспитание учащихся:

— закладывает уважительное отношение к культурным ценностям, наследию культуры русского народа, шедеврам мировой классики и современным направлениям художественного творчества;

— обеспечивает доступность самореализации ребенка через собственное художественное творчество. Особое внимание уделяется личностному развитию учащихся, ведь изобразительное искусство – это художественное творчество через индивидуальное восприятие окружающего мира.  

          Известно, что успешность результата зависит от взаимодействия двух субъектов творческого процесса — учащегося и педагога.

          Практически всегда мои занятия строятся на основе совместной творческой деятельности: я даю основу, а учащиеся под моим руководством раскрывают свои способности, дополняют, фантазируют.

          В своей работе, я основываюсь на следующих педагогических принципах:

поддерживаю любые, даже самые маленькие успехи ребенка;

— хвалю за конкретное дело, поступок, действие;

— хвалю публично (публичная похвала повышает авторитет в глазах сверстников), помогаю решить проблемы и трудности учащегося индивидуально (всегда помню — отрицательная оценка – враг интереса и творчества);

— поддерживаю веру ребенка в свои силы: «я знаю, у тебя все получится», «если ты захочешь, то легко с этим справишься», «ты все правильно делаешь»;

— подбираю разнообразные виды творческой деятельности;

— проявляю искренний интерес к любой активности ребенка.

          Моя педагогическая деятельность способствует достижению высокого уровня социально-личностного развития учащихся: они открыты, общительны, отзывчивы на красоту окружающего мира, любознательны, активны, гуманны.

          Считаю себя современным педагогом, а потому не вижу свою жизнь и дальнейшую карьеру без постоянного совершенствования. Ведь для своих учеников я должна быть хорошим примером позитивного, творческого отношения к миру и поэтому всегда стараюсь придерживаться мудрого высказывания Ф. Шиллера «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».


Вверх
Сайт использует cookie и аналогичные технологии для удобного и корректного отображения информации. Пользуясь нашим сервисом, вы соглашаетесь с их использованием.
Подробнее OK